Сегодня в Дубае уже многие знакомы с Лилой. Эта игра пришла к нам из древней Индии и предназначена для самопознания и понимания своего жизненного пути. Раньше в нее играли цари и брахманы, чтобы постичь высшее провидение и понять, как поступить в сложных ситуациях и найти верное решение. В наши дни сыграть может каждый.
Беседовала Ирина Малкова
Перемещаясь по клеткам специального поля, где с помощью стрел вы можете подняться вверх, а с помощью змей скатиться вниз, вы получаете ответы на многие внутренние вопросы. Здесь вам не удастся схалтурить или обмануть самого себя: игровой аспект Лилы – это тайна, и никто не может точно объяснить, как она работает. Начиная игру, вы словно входите в поле ее энергии, которая и ведет вас по клеткам, раскрывая все новые причины происходящих с вами событий. Редко когда игра бывает легкой – практически каждый проходит через трансформирующий опыт, взамен обретая более четкое понимание своей жизни.
Евгений Немоляев (@nemolyaev_pro), автор новой книги, посвященной смыслу игры, стал еще одним моим собеседником в Дубае. Он планирует защитить диссертацию по этой теме на философском факультете МГУ, проводит занятия по Лиле и обучает ее основам на своих авторских курсах «Исток». Он также является сценаристом и продюсером фильмов, путешественником и совладельцем студии NYM Yoga в Москве.
Расскажите сначала про саму игру.
Евгений Немоляев: Эта игра возникла очень давно и пришла к нам из Индии. Сам термин «Лила» обрел популярность в XIII–XIV веках, а самое старое игровое поле можно увидеть в музее Нью-Дели – оно датируется концом XVIII века. Европейцы узнали о Лиле в 1970-х годах, после того как «Битлз» вернулись из ашрама в Ришикеше. Следом за ними в Индию массово потянулись искатели духовного просветления, а оттуда в Америку в свою очередь отправились гуру – учителя. Одним из них был художник и философ Хариш Джохари, который в 1974 году издал книгу «Leela: The Game of Self-Knowledge». Но чуда не произошло – игра не стала популярной. Почему? Лет за сто до Хариша предприимчивые американцы и англичане уже «продали» ее своим соплеменникам под названием «Лестницы и змеи» – в эту игру до сих пор играют дети по всему миру. Поэтому в 70-х о Лиле быстро забыли.
Позже, в нулевые, благодаря стечению обстоятельств Владимир Скобелев (Омкар), который искал точные ответы на экзистенциальные вопросы, случайно наткнулся на эту игру в Индии. Он привез ее в Россию и стал первым русским человеком, которого смело можно назвать мастером этой игры. Постепенно Лила стала чрезвычайно популярной в русскоязычном пространстве, особенно в Москве. На нее приходили люди разного уровня, включая достаточно высокопоставленных особ, и погружались в уникальную атмосферу этой практики. Игровые сессии могли длиться по 12–20 часов, а стоимость участия достигала четырехзначных цифр в международных единицах расчета.
После того как я познакомился с Лилой в качестве игрока, у меня не оставалось сомнений, что этот процесс на самом-то деле не игра, а глубокая духовная практика. Тема настолько меня увлекла, что я углубился в изучение смыслов Лилы и начал свое собственное исследование.
Это привело меня в МГУ, где я стал аспирантом философского факультета и начал писать работу, связанную с истоками этой игры. За несколько лет материалов накопилось так много, что недавно я выпустил в Москве книгу «Мистерия Лилы». Сейчас работаю над второй книгой, посвященной нагам – мифическим существам, о которых так любят говорить на Востоке. Любителям тайн и загадок о них известно не так уж много, хотя считается, что энергии нагов участвовали в процессе создания материального мира и они непрерывно оказывают на нас влияние.
Как бы вы объяснили основной смысл игры?
Евгений Немоляев: Когда человек погружается в этот процесс, то не он играет в игру, а сама игра начинает взаимодействовать с ним.
Некоторые говорят, что Лила заменяет годы работы с психологом, но я все же считаю, что не нужно обесценивать уважаемую профессию. Для обретения внутреннего покоя хороши все средства и инструменты, и я в своей книге «Мистерия Лилы» попытался всесторонне раскрыть эту тему.
Книга рассчитана на тех, кто хочет играть в Лилу самостоятельно. В ней все четко и подробно изложено – описание каждого хода, смыслы клеток и планов, на которые вы попадаете, а также значение стрел и змей. Для игры нужен не столько хороший проводник, сколько хороший игрок. Именно поэтому и была написана эта книга.
На каких полях вы проводите игру? Имеет ли это значение?
Евгений Немоляев: Я коллекционирую старые игровые поля. Покупаю их в Непале и Индии, чаще всего в старых антикварных лавках. Непал является центром их изготовления. Многие поля для игры я приобретаю у двух семей, связанных с историей страны. Это – родственники первого и второго премьер-министров Непала. Говорят, что они лично играли в них, и на одном из полей даже есть схематическое изображение владельца, что делает это поле персонализированным и уникальным.
Чиновники играли в Лилу, когда не могли принять решение, опираясь на советы со стороны, и должны были прийти к пониманию через внутреннее осмысление.
Если люди ни разу не играли в Лилу, что она может им дать?
Евгений Немоляев: Лила – это мистерия. Эта игра неслучайно опускает или поднимает игрока на определенные квадраты. Раньше она называлась «игра мудрости» (джняначаупада). В Непале ее называют «нага-паса» – «игра змей» или «петля змей». Еще одно ее название – «игра кармы». Карма – это последствия наших поступков. Когда вы играете в Лилу, игра прежде всего показывает, каких последствий можно ожидать из-за уже совершенных ранее вами действий. Это отражение вашей кармы.
Если вы быстро проходите игру, это говорит о том, что сегодня вы движетесь в потоке и слышите свой внутренний голос. Быстрая игра говорит о непредательстве себя. Если же игра идет долго, то это свидетельство того, что вы «заблудились» на своем жизненном пути и тратите время на то, что не является первоочередным, не понимаете приоритета стоящих перед вами задач. И это прекрасно! Игрок во всем может разобраться, проверить все возможные варианты развития событий и подготовиться ко всему, что ожидает его в реальной жизни. Да и что может быть лучше, чем наконец-то отбросить все лишнее и выделить время на разговор с собой по душам?
Для многих людей духовное самопознание в современном мире стало чем-то вроде модного тренда. Как вы сами определяете духовность?
Евгений Немоляев: Смысл духовности заключается уже в самом названии. Есть материя, а есть дух. Все, что не связано с материальным, – это дух. Духовность – это стремление к лучшему состоянию сознания, когда человек ищет и устанавливает связь с чем-то высшим, развивает в себе такие качества, как сострадание, служение, безусловная любовь, искренность, честность, доброта. На первый взгляд все это звучит пугающе, но выбор очевиден: между деньгами и любовью следует выбирать любовь, между карьерой и семьей – семью, между здоровьем и медалью – здоровье и так далее. Первостепенное значение имеет не статус, а внутреннее ощущение полноценности, удовлетворенности тем, что есть, и искреннее самовыражение. Повторюсь: выбор очевиден, но только тогда, когда у нас есть время подумать. Все эти «меньшие» выборы оказываются гораздо более значимыми, чем те, что кажутся важными в обществе. А когда мы фокусируемся на том, что действительно ценно, жизнь наполняется истинным счастьем. Дух – это наш внутренний компас.
А разве это не происходит каждый день внутри человека? Поиск ответов, рефлексия, размышления…
Евгений Немоляев: Рефлексия и размышления происходят, но необходимо не только размышлять, но и совершать поступки. Нужно рассматривать себя не как центр земли, а как часть целого. Духовность – это не когда мы вдруг решили, что у нас есть час на йогу, а когда мы поднимаемся и идем туда, где нужно быть в определенное время. Почему существуют паломничество вокруг Каaбы, поездки в Иерусалим, святые места в Индии? По большому счету духовность связана с тем, что мы делаем правильный выбор. Помните же – Бог наделил человека свободой воли. Поэтому решение принимаем мы. А чтобы сделать правильный выбор, необходимо крепко подумать. Речь не идет о том, что надо чем-то жертвовать, хотя со стороны это выглядит именно так. Выбор свободный, так делайте его каждый раз с удовольствием и в согласии со своим внутренним чувством.
Лила также может показать человеку неочевидные вещи, скрытые смыслы – то, чего он «не видит». А то, что кажется человеку значимым, может оказаться неактуальным и иллюзорным. И Лила приводит к пониманию того, что прямо сейчас в вашей жизни есть белые пятна, которые закрывают собой более важные вещи, и на них надо обратить внимание. В процессе игры люди нередко получают такие озарения.
Как в Дубае совмещать духовные практики на контрасте с материальным миром?
Евгений Немоляев: Все довольно просто и возможно организовать в любом месте, где бы вы ни находились: ранний подъем и ранний отход ко сну – это основа. Выделите 30 минут после пробуждения для молитв или медитаций – это не требует больших усилий или перемещений. Начните утро с такой практики, и это уже станет первым шагом. Благословляйте еду, которую едите. Эти небольшие, но осознанные действия могут помочь настроить весь день.
Покупайте дорогие вещи, если можете себе это позволить, но не становитесь зависимыми от этого. У каждого человека свои цели, никто не говорит, что нужно отказаться от потребления. Если сможете отказаться от излишков, будет замечательно, если нет – переходите к осознанному потреблению.
Каждый человек имеет хотя бы один отпуск в году. Используйте его для паломничества и посещения мест силы. Такие поездки помогут сбалансировать материальное и духовное. Если у вас два отпуска, то один из них можно посвятить чему-то, чтобы преодолеть себя и расширить свои границы, – например, поездке в Непал. Это может быть легкий трекинг, который заставит вас выйти из зоны комфорта и почувствовать, что вы сильнее своих привязанностей. Есть версия, что человек перерождается на Земле из-за того, что у него остались неудовлетворенные желания. Поэтому либо надо их в этой жизни полностью реализовать (если это возможно), либо идти путем аскезы, сознательно и тотально отказываясь от своих желаний.
А какой философии придерживаетесь вы сами?
Евгений Немоляев: Мне важно все проверить и испытать на своем опыте, прежде чем принимать те или иные убеждения, поэтому, наверное, я агностик. Но некоторые моменты взаимодействия с нематериальными вещами, произошедшие со мной, в особенности в Непале и Индии, заставили многое переосмыслить.
Что это были за моменты?
Евгений Немоляев: Индия – это удивительная страна, где могут происходить самые невероятные вещи. У меня был опыт, о котором сложно рассказать. Мы с женой видели, как человек появился из ниоткуда и затем исчез так же внезапно. Перед тем как испариться, он сказал, что рад нас видеть, произнес еще пару фраз и поклонился. Мы тогда испытали сильные эмоции.
Где это было?
Евгений Немоляев: Это случилось в Удджайне, который находится в штате Мадхья-Прадеш, – древнем священном городе, который никогда не был завоеван. После этого события мы стали размышлять, кто нас мог посетить, и пришли к выводу, что это, вероятно, было древнее божество Сканда – вечно юный воин, с которым ассоциируется планета Марс. Внешность, манеры, одежда этого человека – все это было уникально и не похоже на то, что можно было видеть вокруг. Интересно, что эта встреча произошла после нашего посещения храма Картикеи. Вот лишь один из примеров чудес Индии, а их было немало.
Что вы могли бы пожелать тем, кто находится сейчас в духовном поиске?
Евгений Немоляев: Я желаю всем возможности в свободное от дел время читать святые писания, путешествовать со смыслом и, конечно же, играть в божественную игру «Лила».