Пять историй одного города
Книгу Дубая можно читать с любого места и в любом порядке. Этим она похожа на «Хазарский словарь» Милорада Павича, который трактует каждое событие с трёх точек зрения — иудейской, мусульманской и православной. Несколько историй города (военная, торговая, семейная, пустынная, морская) так тесно переплетаются здесь друг с другом, что не всегда можно понять, где заканчивается одна и начинается другая. Если бы по этому роману решили снять фильм, то лучшей декорацией к такой картине стал бы музей Дубая. Итак, ваш путь лежит в Бар-Дубай, в старый форт Аль-Фахиди. Построенный около 1780 года, в разные годы он служил резиденцией шейхов — правителей эмирата, а также казармой и тюрьмой. В 1970 году крепость была полностью восстановлена. Сейчас во дворе музея вокруг колодца выставлены традиционные местные суда «доу», а также маленькая рыбацкая лодочка-долблёнка из пальмового дерева и несколько английских пушек. Внутри стены форта находится экспозиция старинного оружия — в том числе ружей и винтовок, а также знаменитых арабских кинжалов «ханджар». Под самой старой башней находится вход в подземную часть музея. Спускаясь всё глубже, вы будто приземляетесь на берега Дубайской бухты. Мимо с криками проносятся чайки и грифы; всё ближе и ближе голубая полоска воды и песчаные берега, ещё не тронутые цивилизацией. Пройдя чуть дальше в полутёмный зал, вы увидите, как меняется карта старого Дубая, постепенно становясь похожей на современную. Вам покажут трёхминутный фильм о городе, чем-то напоминающий кинохронику строительства БАМа. Следующий отдел музея воспроизводит Дубай начала 1950-х годов. Вы как бы сходите по мосткам с корабля, прибывшего из дальних краёв. Мимо, согнувшись, носильщики несут мешки с товарами. Слышны крики чаек и шум моря. На причале в кофейне несколько моряков отдыхают за чашкой кофе, покуривая кальян и слушая граммофон. Справа склад, где ждет хозяина нагруженный ослик. Ещё несколько шагов, и вы оказываетесь на старом рынке. Первым вас встречает переплётчик. За его мастерской расположены лавки продавца пряностей и гончара. В двух лавках напротив (изготовителя ковров и чеканщика) голографические изображения мастеров выглядят как настоящие. Некоторые из них имеют звуковое сопровождение, и всё это вкупе с криками птиц и запахами пряностей делает окружающее реальным. Так что неудивительно, если вы попросите посторониться «покупательницу» у лавки торговца тканями. Вот продавец циновок предлагает плетёные скатерти для приёма пищи на земле и соломенные конусы, которыми накрывали еду, чтобы защитить её от мух. Для этой же цели (а также для освежения) можно было использовать соломенные веера. Напротив ювелир продает золотые украшения; в углу сидит писарь, а за углом налево — портной. Он изготавливает исключительно мужское платье: одежду для дам могли шить только женщины. Дальше — лавка с товарами, привычными для Дубая лет 50 лет назад. Первый из двух экспонатов этой серии — стоящий наверху дом жителя побережья. Одна его половина сложена из камня, а другая больше напоминает навес, опирающийся на изгородь. Как ни парадоксально, лёгкая часть дома предназначена для зимней жизни, а основательная — для летней. Дом, разумеется, оснащён древним «кондиционером» — ветряной башней. Внизу, под землёй, можно также побывать в доме богатого торговца. Женщина, занятая шитьём, даже дома носит полумаску. Слева, в специальной части дома, предназначенной для гостей (меджлисе) двое мужчин занимаются важным делом: оценкой и куплей-продажей жемчужин. Внутри дома раскинулся сад, куда молодые дочери купца выходили покормить цыплят. Покинув этот дом, можно заглянуть в окно религиозной школы при мечети. Если немного подождать, то вы услышите, как мальчики нестройными голосами читают Коран под неусыпным оком учителя, держащего в руке палку. За окнами — набережная и отдельно стоящие городские дома. Между домами, на песке, резвятся менее грамотные сверстники ребят, и почему-то кажется, что ученики завидуют их беспечной свободе. Рынок кончается, и навстречу вам идёт по песку бедуин с верблюдом. Справа — панорама поселения в оазисе с арыком на первом плане. Чуть дальше, в застеклённой витрине, посвящённой жителям оазиса, стоят араб и его супруга в национальных одеждах. На почётном месте — женская косметичка. Мужчине принадлежат тюбетейка, сумка для еды и рабочие инструменты. Поверните направо, и вы окажетесь в тёмном зале «пустыня ночью». Бедуины сидят возле войлочной палатки вокруг костра, читая друг другу стихи. Один из них зорко вглядывается вдаль: в это время не спят как хищники, так и охотники угонять чужие стада. Следующий зал рассказывает о корабелах — строителях доу и ловцах жемчуга. Потолок сделан так, что создаётся иллюзия, будто вы находитесь на дне моря — и там, наверху, где солнечный свет, просматривается днище корабля и ноги находящегося над поверхностью охотника за раковинами. Тут же можно посмотреть небольшой фильм о работе ныряльщика. В витрине лежат его главные инструменты: напальчники из кожи, защипки для носа, нож для вскрытия раковин, камень для погружения. На берегу сидят четверо рыбаков: двое чинят сеть, а рядом муж с женой чистят и продают рыбу. За спинами супругов — бесконечные деревянные навесы, укрывающие ящики с рыбой от палящего солнца. К сожалению, наш рассказ — далеко не полное описание музея Дубая. Вполне возможно, он скрывает в себе и другие тайны, интересующие, скажем, любителей археологии. Мы надеемся, что и вам, и вашим детям он доставит много приятных минут. Музей открыт с 8.30 до 19.30 с субботы по четверг и с 15.00 до 19.30 по пятницам. Входной билет стоит 3 дрх для взрослых и 1 дрх для детей. Кафе и ресторана в музее нет. Туалет расположен внутри, в подземной части экспозиции. На выходе имеется киоск прохладительных напитков и небольшой магазин, где можно приобрести книги, путеводители и сувениры. |