Соберите воедино поп-арт Энди Уорхола, картины британской художницы Самары Скотт, разбавьте все это фламандской живописью – и вы получите модные показы «весна-лето 2019». В этом сезоне подиумы покорили арт-объекты, картины и скульптуры знаменитых художников.
Текст: Игорь Шевкун
Жизнь – праздник
Шик и блеск Италии, воспетый Dolce & Gabbana, вызывает как минимум интерес и уважение. Модели шли по подиуму в черных толстовках с хэштегом #DGFamily The Original. The Only One. The First. Для модного Дома поп-арт и его крестный отец Энди Уорхол стали в этом сезоне настоящими талисманами. Платья украшали повторяющиеся рисунки банок с томатами D&G Royal Love и эскимо, исполненные в технике живописи. «Украшения не делают человека красивее, но помогают ему чувствовать себя красивее, – говорил король поп-арта Энди Уорхол. – Если на красивого человека надеть украшения и красивую одежду и поместить его в красивый дом с красивой мебелью и красивыми картинами, человек останется таким же, но будет думать, что стал красивее. А вот если красивого человека одеть в тряпье, он станет уродливым». Темой модной коллекции Dolce & Gabbana стало ДНК – отпечатки пальцев дизайнеров проецировались на экраны как метод идентификации человека. Доменико Дольче и Стефано Габбана удалось собрать блестящий звездный состав: на подиум вышли Моника Беллуччи, Карла Бруни, Изабелла Росселлини, Ева Герцигова и датская супермодель Хелена Кристенсен. «Каждый из нас король или королева своей жизни!» – заявил Доменико Дольче.
Модный показ от Marni заинтриговал неожиданным заявлением креативного директора бренда Франческо Риссо о том, что мода должна быть «носибельным искусством». Вдохновением для дизайнера явились фламандская живопись и скульптура эпохи классицизма, а также заметки из старых газет про семейный оберег от сглаза и порчи. Шелковые ткани и яркие принты на платьях, юбках и блузках от Marni вызывали небывалый интерес. Хиты коллекции – драпированные юбки и платья в стиле new look, которые украшают принты статуй и картин. На подиуме, словно в арт-инсталляции, стояли кровати, на которых лежали толстые одеяла: концептуальный дизайн со скрытым подтекстом.
Абстракционизм, или нефигуративное искусство, царил на показе Louis Vuitton: модный Дом сделал ставку на брызги и мазки краски на блузках, жакетах и брюках. Николя Гескьер сообщил журналистам, что его интересует грань между виртуальной реальностью в социальных сетях и реальной жизнью людей. Среди тенденций выделялись силуэты с объемными плечами из 80-х, высокотехнологичные материалы – формовочная резина, космические рукава и принты, нарисованные авангардной группой «Мемфис». Группа была основана в 1980 году Этторе Соттсассом и громко заявила о себе постмодернизмом в интерьере, тканями и керамикой, черпая вдохновение в поп-арте и ар-деко.
Безусловный хит сезона – слоганы, напечатанные на футболках и платьях. Но если в прошлом сезоне лозунги в моде были политическими и социальными, то в этом году предпочтение было отдано массовой культуры. Дизайнеры верят в то, что слоганы «Почему они убили Бэмби» на рубашке с принтами животных от Burberry и «Вышла на пенсию, и мне это нравится» от британского дизайнера Эшли Уильямс будут иметь успех.
Мода прошлых лет на подиумах это стало доброй традицией. Креативный директор Burberry Рикардо Тиши в этом сезоне смотрит на Великобританию 80-х словно сквозь розовые очки и вдохновляется мультфильмами студии Disney. Несмотря на непрекращающиеся разговоры о Brexit, он умудрился повесить на шею модели британский паспорт на цепочке. Итальянского модельера вдохновляли конец 80-х и эпоха «железной леди» Маргарет Тэтчер, когда женщины копировали стиль королевы Елизаветы II. В то время среди модниц особым шиком считалось носить бежевые жакеты, узкие юбки и блузку с бантом на шее. «Я люблю музыку, рейв, обожаю следить за выступлениями диджеев. Но, вернувшись в Лондон в прошлом году, я заметил, что английская молодежь изменилась, – сказал Рикардо. – Молодые люди больше не любят рок и рэп. Теперь они – панки».
Навстречу славе
В мире моды сегодня существует целый параллельный мир, тесно связанный с современным искусством и живущий по собственным законам «свободы, равенства и братства». На облегающих, идеально скроенных платьях и юбках на показе Mugler можно было увидеть картины британской художницы Самары Скотт. Показ на Неделе моды в Париже стал дебютным для креативного директора марки Кейси Кэдуолладер: образ женщины становится все более рафинированным и загадочным. Здесь громко заявила о себе тема различия между мужским и женским, между инь и ян. Хиты коллекции – серьги от Марко Панконези и платья из латекса от художницы Самары Скотт: байеры обратили на них самое пристальное внимание.
На другом полюсе – дизайнеры, которые хотели передать в своих коллекциях страсть к путешествиям. Зрители легко узнавали знаменитые города и здания на принтах, которые появились на брюках, блузках и платьях. На показе Prada уверенно заявили о себе цветущие сады и городские пейзажи, в то время как модные бренды Acne Studios и Akris представили монохромные ансамбли, на создание которых их вдохновила архитектура. Здесь можно вспомнить слова Тома Форда: «И одежда, и здания – оболочка, в которой живет человек».
Всемирную популярность музею Fondazione Prada принесло новое выставочное пространство, которое было открыто в прошлом году, и здание Torre – 60-метровая башня на юге Милана. Авторами проекта стали Рем Колхас, Крис ван Дюжн и Федерико Помпиньоли из архитектурного бюро OMA. Здесь прошел показ Prada сезона «Весна-лето 2019»: гости сидели на надувных табуретах датского дизайнера Вернера Пантона и рассматривали изображения географических координат на полу. На юбках моделей можно было увидеть популярные принты – цветы, деревья, аэростаты для экстремального туризма, реки и горы. «Мы хотели познакомить фонд Prada с жизнью, потом что иногда одного искусства недостаточно», – говорит дизайнер Миучча Прада. По слухам, сейчас идет битва модных брендов за завоевание внимания поколения Y (тех, кто родился в конце 80-x – начале 90-х). Важное предупреждение: никогда не произносите слово «миллениал» при младшей внучке Марио Прады Миучче. «Мне не нравится, когда люди собирают на показе миллениалов, как будто кому-то что-то продают, – говорит она. – Молодые люди бывают разными: умными и глупыми, культурными и невежественными. Я разговариваю с людьми и пытаюсь заставить их это понять. Вот что меня действительно беспокоит, так это упрощение».
Кто бы что ни говорил, в индустрии моды всегда есть место искусству. Модельеры работали и продолжают работать с современными художниками: от Алессандро Микеле до Марка Джейкобса. Цель – создать креативный микс, особое настроение. Подобно тому как жемчуг извлекают из раковин, вечные ценности сегодня следует искать в искусстве, благодаря которому мир моды не перестает играть новыми красками.