«ИСКУССТВО – ЭТО БИРЖЕВОЙ ТОВАР, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ», – УТВЕРЖДАЕТ ЛАРРИ ГАГОСЯН, ОДИН ИЗ САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ АРТ-ДИЛЕРОВ НА ПЛАНЕТЕ. ЕЖЕГОДНО ОТ НЬЮ-ЙОРКА ДО ПЕКИНА АРТ-РЫНОК ПОДПИТЫВАЕТСЯ СОТНЯМИ ТЫСЯЧ НОВЫХ РАБОТ: ОНИ ИЛИ «СГОРАЮТ», ИЛИ СТАНОВЯТСЯ БЕСТСЕЛЛЕРАМИ. ПРЕДСКАЗАТЬ УСПЕХ ИЛИ ФИАСКО МОЖЕТ ТОТ, КТО ХОРОШО ЗНАЕТ ПРАВИЛА ИГРЫ ИНДУСТРИИ ИЛИ ОБЛАДАЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ЧУТЬЕМ КОЛЛЕКЦИОНЕРА. И ЕСЛИ ВТОРОЙ ПУНКТ – ПРИРОДНЫЙ ТАЛАНТ, ТО ПЕРВОМУ ДОЛГО И ТРУДНО, НО ВСЕ ЖЕ МОЖНО ОБУЧИТЬСЯ.
Тяга к прекрасному
В основе умения покупать и продавать картины лежит любовь к искусству. Все коллекционеры, а их на планете более 10 миллионов, являются, как правило, людьми одухотворенными и влюбленными в свое дело. Именно они «поджигают» интерес к новым художникам или, наоборот, способны погасить страсть того, чью манеру и технику они не одобряют. «Собственный вкус при выборе произведений искусства для покупки – это самый важный фактор, если вы хотите, чтобы произведение искусства радовало глаз. Любая инвестиция включает в себя такой важный фактор, как личное знание рынка, собственный вкус и ощущение духовной близости. Предпочтения всегда являются движущей силой при покупке!» – отмечает Халя Хайят, глава департамента продаж аукционного дома Christie's.
Перед тем как что-то купить, нужно «набить глаз», утверждают коллекционеры и эксперты рынка. Именно поэтому серьезные покупатели постоянно держат в зоне своего внимания множество разных факторов, способных оказать влияние на формирование нового тренда и цены того или иного произведения искусства. Бизнес на арте весьма похож на торги на фондовой бирже, где есть и «голубые фишки», и всемирно известные художники, которые всегда в цене, и темные лошадки, поставив на которые можно или выиграть покрупному, или прогореть.
Объем современного рынка искусства оценивается в US$ 16,1 млрд (данные портала Artnet за 2014 год). С начала нового тысячелетия он подрос в 5(!) раз, а на первые места по аукционной стоимости вышли так называемые послевоенные и современные художники.
Самыми продаваемыми авторами в минувшем году были признаны Энди Уорхол (общая сумма продаж – US$ 653 млн), Пабло Пикассо (US$ 449 млн) и Фрэнсис Бэкон (US$ 306 млн). Центрами культурной жизни по-прежнему остаются Лондон и Нью-Йорк, а Ближний Восток до сих пор подает надежды. Впрочем, иногда коллекционеры из стран Персидского залива по-настоящему «взрывают» рынок. Так, в феврале 2012 года катарская шейха Аль Маясса Аль Тани приобрела у греческого миллиардера Георга Эмбирикоса «Игроков в карты» (1895 год) Поля Сезанна за умопомрачительные US$ 250 млн, побив все известные аукционные рекорды практически в 2 раза.
В последующем королевская семья Катара также пополнила свою коллекцию 11 шедеврами Марка Ротко (US$ 310 млн), произведением «Мужчины в ее жизни» Энди Уорхола (US$ 63,4 млн) и многими другими. «В арт-рынок вступают все новые страны, и это дает ему основу для роста. Традиционное лидерство сохраняют Лондон и Нью-Йорк, их стремится догнать Париж. Среди новых игроков, например, Бразилия и Китай», – отмечает арт-эксперт и куратор галереи Alif Art Ирина Бурмистрова. Арт стоит в одном ряду с объектами «страстного» инвестирования – винтажными автомобилями, коллекционными монетами, марками и винами (по данным индекса роскоши The Knight Frank). При этом риск вложений в предметы искусства выше, чем у драгоценных металлов, и ниже, чем у недвижимости. Вместе с тем покупка арта не предполагает быстрого обогащения, а сам рынок сложно поддается базовым законам «спроса и предложения».
«Если работа художника была продана за US$ 10 млн, то это вовсе не гарантирует аналогичную цену для работы того же художника, созданной в тот же период, – подчеркивает Ирина Бурмистрова. – В то же время картины на рынке имеют свой жизненный цикл: чтобы продать работу с прибылью, нужно подождать 15–20 лет после покупки – о ней должны забыть».
В числе отягощающих факторов при приобретении произведений искусства – высокие транзакционные издержки, комиссия аукционным домам, расходы на страхование и хранение работ на складе. И самое главное – отсутствие гарантии того, что купленная картина через несколько лет взлетит в цене. Однако если вы обуреваемы настоящей страстью и не гонитесь за мгновенной прибылью, то риск в данном случае – дело благородное.
Сложные механизмы
Арт-рынок имеет две модели циркуляции – первичную и вторичную. К первой относятся работы, впервые выставленные на рынок, ко второй – объекты перепродажи. Посредниками между продавцом и покупателем выступают многочисленные музеи, галереи, фонды и аукционные дома. Так, мировые музеи хранят и экспонируют порядка 10 млн предметов искусства, при этом около 100 тысяч из них ежегодно выходят на рынок.
Количество произведений искусства, обращающихся на рынке, составляет от 70 до 150 млн работ. Уникальность арт-рынка и его отличие от остальных состоит в том, что большинство произведений никогда с него не уходит. Цены на картины во многом толкают вверх три фактора: смерть, развод и долги (3D: death, divorce, debts). Так, в случае смерти художника стоимость его работ может взлететь в десятки раз за считанные дни, и таких примеров в истории мирового арта немало.
Именно провенанс, или происхождение художественного произведения, является ключевым фактором при оценке работы. Провенанс подтверждает подлинность произведений искусства на художественных и антикварных рынках и в аукционных каталогах. И, как ни печально, чем трагичнее судьба художника и его произведения, тем выше может оказаться начальная цена его работ на аукционе – таким образом, учитывается эмоциональная ценность работы, ее шлейф и ее история.
Лучшим вариантом для инвестирования является послевоенное искусство, считают эксперты. С одной стороны, работы этого периода имеют высокий потенциал к увеличению стоимости, а с другой – эти художники уже успели зарекомендовать себя, поэтому риск того, что шедевры обесценятся, крайне низок.
Как начать инвестировать в искусство? «В первую очередь не бойтесь ходить в галереи и на арт-ярмарки – вас вряд ли заставят что-то приобрести силой. Еще одна прекрасная возможность увидеть весь спектр искусства – предаукционные просмотры, – утверждает Ирина Бурмистрова. – В то же время приобретение лотов на аукционе для новичков весьма опасно, поскольку есть высокий риск совершить покупки, о которых впоследствии можно пожалеть. Также весьма высоки риски и при покупке онлайн – вы не сможете объективно оценить работу».
Арт-рынок – целый мир, живущий по своим законам, допускающий в узкий круг ценителей только избранных. Если вы решили заработать на высоком искусстве, для начала научитесь быть внимательным зрителем и слушателем и, вступая в игру по-крупному, досконально изучите ее правила.