ПРИХОТЛИВЫЕ ЛИНИИ АРАБСКОЙ ВЯЗИ, МУСУЛЬМАНСКИХ ОРНАМЕНТОВ И УЗОРОВ – БЫТЬ МОЖЕТ, ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ ЗАГАДОЧНОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИХ СМЫСЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕПРОСТО ПОНЯТЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Особенности мусульманского изобразительного искусства тесно связаны с религией, так как ислам запрещает воспроизводить образы живых существ. Человек не должен ни пытаться соревноваться с Аллахом, сотворившим жизнь, ни создавать себе идолов. Этот запрет не всегда соблюдался строго, но большинство художников творили в рамках, предписанных религией. Поэтому серьезное развитие в мусульманском мире получили лишь искусство письма – каллиграфия – и растительные и геометрические узорные изображения, которые образуют знаменитые арабески. При этом это искусство, скорее, существовало не ради самого себя, а для выражения религиозных идей.
Впрочем, при виде потрясающих, разнообразных восточных шедевров говорить о каких-либо жестких рамках невозможно. Ограниченный религией, художественный гений в то же время направлялся ею на новые пути. И зачастую они вели к поразительным результатам. Пусть окружающая жизнь и не изображалась буквально, как в других культурах, зато абстрактное, полное символов творчество наводило на мысли о глубинных первоосновах бытия.
Используя ограниченный словарь – письмо, геометрические фигуры и растительные образы, – мусульмане создали удивительно емкий художественный язык, связывающий воедино различные предметы. На нем из глубины веков с нами «говорит» буквально все – от бытовых безделушек до величественных мечетей. Этот язык нельзя ни с чем спутать, по нему угадывается особая атмосфера мусульманской страны. При этом искусство каждого уголка мусульманского мира неповторимо и всегда обогащалось влияниями других народов.
Каллиграфия
Согласно одному турецкому изречению, «каллиграфам суждено попасть в Рай за переписывание Корана, а художники, вероятнее всего, отправятся в Ад», поэтому изображению слов принадлежит особое место в мусульманском искусстве. К выведению вдохновленных Аллахом строк относились с великим усердием, а самой каллиграфии находилось применение и в государственной канцелярии. Красивый или небрежный почерк даже мог решить исход письменного обращения подданного к правителю. В Коране говорится, что Господь «научил каламом» (араб. «пером») человека новым знаниям.
Сам арабский язык как нельзя лучше располагает к каллиграфическому искусству. Двадцать восемь букв его алфавита могут принимать разные формы в зависимости от положения в слове, писаться на строке или частично спадать с нее, сверху и снизу имеются диакритические точки и значки для гласных. Большинство букв связывается между собой – отсюда характерная вязь. Все это будто ждет руки мастера… Арабская письменность используется, с некоторыми особенностями, и другими языками – например, персидским, пушту, урду, а до 1928 года использовалась и турецким. На стили письма влиял и материал манускриптов. Сначала откровения Корана записывались на коже, пергаменте и даже лопатках животных. Но божественные слова были достойны ясного и красивого отражения. Толчок развитию каллиграфии был дан решением халифа Османа (644-656) зафиксировать текст Корана и разослать его в крупные мусульманские города.
Писали в основном тростниковым пером, затачивая его в зависимости от особенностей шрифта, а состав чернил хранили в тайне. При этом золотыми буквами нередко подчеркивались важные слова, например, имя Аллаха. Иногда буквы выдавливали ногтями с задней стороны бумаги – так они получались рельефными, а затем их выделяли цветом или золотили. До XV века поля манускриптов обычно не украшались, но уже вскоре на них расцвели узоры, часто не уступавшие самому тексту.
Каллиграфы пользовались огромным почетом, а настоящих высот в этом деле достигли около двадцати турецких султанов. Рассказывали, что некоему мастеру за несравненную красоту одной выведенной им фразы были прощены все грехи. Одного каллиграфа называли «золотое перо», другого – «султан, путеводная звезда каллиграфов». Искусству письма усердно учились с юных лет под чутким надзором – а часто и розгами – мастера. Тот посвящал учеников не только в техническую сторону дела, но и в тайное значение букв. У некоторых каллиграфов на пальцах не заживали раны, другие слепли… Были и мастерицы-женщины. До XIV века тексты-шедевры были чаще всего анонимными; затем положение стало меняться, но многие мастера все равно не подписывали свои произведения. По ходу истории развилось богатое разнообразие почерков.
Курсивная, более округлая манера письма уходила корнями еще в доисламскую эпоху. Долгое время она использовалась в повседневной переписке, а в манускриптах до X века господствовал монументальный шрифт угловатых форм, называемый куфическим. Буквы иногда превращались в прихотливые переплетения завитушек и цветов, накладывались друг на друга, слова обрывались в конце строки…
Даже арабу порой было непросто прочитать такие надписи. Затем и в переписывании книг началось доминирование курсива. Была определена шестерка курсивных почерков, которые отличались ясностью и строгостью пропорций. Самый известный из них – насх. По преданию, почерки систематизировал в X веке великий каллиграф и визирь при трех халифах Ибн Мукла. Он создал систему, в которой определялись размеры каждой буквы и соотношения между ними.
Для этого использовался след от одного касания бумаги тростниковым пером, а также окружности и полуокружности. Таково было внимание к букве! Судьба самого Ибн Мукли оказалась трагичной. Ему довелось жить в кризисный момент истории Халифата и видеть крах былой роскоши. Завистники посадили его в темницу и отрубили правую руку. В различных регионах и для разных нужд складывались свои почерки, а отсюда появлялись и необычные стили. Так, знаменитому Тамерлану каллиграф Умар Акта однажды преподнес список Корана, выполненный мельчайшим почерком губар (в переводе – «пыль»). Правитель не принял дар, и тогда мастер сделал другой экземпляр, со строчкой длиной не меньше локтя. Стиль мусальсаль («сцепленный») предполагал, что целая фраза выводится без отрыва руки от бумаги. В Османской империи личная подпись султанов выполнялась в виде особого узора – тугры, указы же писались на изысканном дивани. Порядок в финансах наводили почерком сиякт, который, по иронии, был не совсем разборчив. А в Иране появился шрифт, в котором слова и фразы могли идти под любым углом друг к другу, и красота подобной композиции отвлекала от неясности отдельных выражений.
Великий мыслитель аль-Фараби говорил: «В основе почерка лежит дух, выраженный чувствами тела». Помимо запечатления слов Корана, каллиграфия имела и другие символические смыслы. Например, для мистиков-суфиев большое значение имела буква алиф – изящная черточка, открывающая алфавит и служащая мерилом для всех других букв. В ней суфии видели образ единого Бога – первоисточника всего.
Восточные орнаменты
Не меньше смысла можно найти в традиционном восточном орнаменте, который может быть либо геометрическим, либо растительным. Первый вид на персидском называют гирих, второй – ислими. Элегантные геометрические линии и многоугольники гириха – символ величественности и вечности небес, поэтому вместе с прямоугольным куфическим шрифтом он часто использовался во внешней отделке мечетей. В цветах и стеблях ислими, наоборот, чувствуется мягкость и тепло земной жизни, перекликающиеся с округлостью курсивного почерка, они встречают мусульманина внутри мечети. Различные узоры могут и сочетаться между собой. Часто каллиграфические, цветочные и геометрические орнаменты состояли как бы из двух слоев – более крупного и мелкого рисунков. Первый виделся на расстоянии, а с приближением к зданию проступал и второй.
Иногда узор усложнялся еще и цветом. Но пожалуй, наиболее элегантно выглядит искусство геометрического орнамента. До сих пор не вполне ясно, как именно – с помощью ли прямых углов, окружностей или направляющих сеток – исполнялись эти узоры. Их развитие поразительным образом совпало с ростом математических знаний в средневековом исламском мире. Если на Западе в создании орнаментов применяли четыре оси, то у мусульман их число достигало минимум на десяток больше, что вело к почти неисчерпаемому количеству сочетаний.
Как ни удивительно, но много столетий назад исламские творцы нащупали свойства пространства, над которыми сегодня бьются сложнейшие дисциплины – топология, фрактальная геометрия и нелинейная динамика. Узоры, в которых целое тождественно своей части, интересны сегодняшней науке как пример самоподобных фигур…
В старину, конечно, орнаменту придавали особый сакральный смысл. Для суфиев, в частности, была важной идея единства во множественности. Поэтому в богатстве и различиях узоров зачастую можно увидеть смену событий земного мира. Но их абстрактность и повторы, вписанность всех многоугольников в круг означает символ божественного единства.
Свои значения имеют и фигуры. Круг – символ бесконечности и справедливости. Его составляют мусульмане всего мира, когда во время молитвы оборачиваются к единому центру – Мекке. Равносторонний треугольник олицетворяет гармонию, квадрат – устойчивость и сочетание четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли. Пятиугольник или пятилучевая звезда указывают на пять столпов – главных принципов – ислама. Любопытно, что в исполнение некоторых орнаментов вкрадывались и ошибки. Возможно, они делались намеренно: так человек показывал, что несовершенен по сравнению с Творцом. Орнаменты и надписи до сих часто используются в архитектуре в форме росписей, рельефов и мозаик. Характерный элемент – так называемая машрабийя, или узорная решетка, была изначально призвана закрыть балконы и окна. Из-за них женщины, изящно скрытые от посторонних глаз, в старину наблюдали за уличными событиями.
В наши дни арабески покрывают книги, здания, ковры, одежду, глиняную посуду, изделия из стекла, металла и слоновой кости. Узоры из хны расцветают и на теле человека. Однако смысл этих причудливых узоров один – в них всех божественное откровение связано с прелестью земного искусства, мир сведен к первооснове, бесконечность поймана в конечном и ощутимом предмете. А нам остается только прикоснуться к этому взглядом, руками и душой.